среда, 5 июня 2013 г.

Статья 4
































































ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
(Опыт разработки креативных проектов с младшими школьниками, работа с разновозрастными группами.)
Автор: Коробицына Наталия Николаевна, учитель английского языка, Школа №215 г. Среднеуральска.

Процесс обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создаёт ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельно выбрать модели построения курсов обучения предмету и обучающих средств.
Исходным пунктом в определении стратегической цели обучения является социальный заказ общества по отношению к подрастающему поколению. Данное положение нашло своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». Согласно закону «Содержание образования должно обеспечивать…формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Роль иностранного языка, не только как школьного предмета, но и как важного компонента культуры современного человека, переоценить достаточно сложно.
Английский язык становится всё более востребованным. Рост его популярности можно объяснить объективными причинами экстралингвистического характера – мировое лидерство США, как англоязычной страны, в политической, экономической и культурной сфере. Существуют и причины лингвистического характера – наличие большого количества терминологий на английском языке.
В связи с этим, задачей учителя английского языка является обеспечение получения обучающимся конкурентоспособных знаний, постоянное повышение уровня преподавания своего предмета.
Мы говорим, человек знает язык, когда он, во-первых, понимает разговорный язык, а, во-вторых, может сам говорить на нём.
Язык – средство общения, и он живёт и существует как речь.
Когда мы говорим об обучении иностранному языку, мы, в первую очередь, имеем в виду обучение языку, как средству общения.
Британский учёный Донн Берн в своей книге «Обучение устному английскому языку» уточняет, что устное общение или коммуникация – это двусторонний процесс между говорящим человеком и слушающим (или слушающими) и включает производительный навык говорения и восприимчивый навык понимания. Он поясняет, как связаны между собой все 4 навыка: понимание, говорение, чтение и письмо. Понимание и чтение – это рецептивные (восприимчивые) навыки. Говорение и письмо – это - продуктивные (производительные) навыки. И в то же время, понимание и говорение – это говорящий язык. А чтение и письмо – это письменный язык. То есть, в процессе обучения и понимание, и чтение, и говорение, и письмо взаимосвязаны между собой.
Современные лингвисты не делят речь на монологическую и диалогическую. Пассов Е.И. предлагает разные уровни высказывания:
- СЛОВО,
- СЛОВОСОЧЕТАНИЯ,
- ФРАЗЫ,
- СВЕРХФРАЗОВЫЕ ЕДИНСТВА,
- ТЕКСТ.
По его мнению, существует общение – «взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива». В процессе этого общения, преследуя свои цели, человек порождает необходимые высказывания любого уровня.
На всех этапах усвоения идёт обучение именно общению, и условно-речевые упражнения являются фундаментом обучения общению.
Традиционно, с учётом эвристики (метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности) и звуковым оформлением условно-речевые упражнения разработаны в УМК И.Н.Верещагиной и Т.А.Притыкиной (1 класс); И.Н.Верещагиной, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкиной (2 класс); И.Н.Верещагиной, Т.А.Притыкиной (3 класс); И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой (4 класс); И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой (5 класс), по которым работаю я.
Конечно, первоначально условно-речевые упражнения воспринимаются детьми бессознательно, интуитивно. Но интуиция уходит корнями в речевой опыт. Это важный компонент знания. Роль интуиции в научном понятии трудно переоценить. В процессе обучения можно уже говорить о сознательном усвоении иностранного языка.
Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью не только усвоение грамматики и лексики изучаемого языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации. Формальные аспекты языка: грамматика, лексика и фонетика представлены в коммуникативном контексте так, что учащимся сразу становится понятно их использование в речи. Кроме того, учащимся предлагаются приближённые к реальной жизни задания, в ходе выполнения которых систематически развиваются иноязычные речевые умения (аудирование, говорение, чтение и письмо).
Такой подход предполагает создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества, когда учащиеся вовлечены в процесс обучения.
Система учебной деятельности сообразуется с целями, задачами, принципами, характером и условиями обучения и определяется особенностями овладения иностранным языком как средством общения.
Основным условием совершенствования и развития рамок учебной деятельности по овладению иноязычным общением должно быть взаимодополняющее использование в ней реальной (в учебном процессе), актуальной (внеурочной) и потенциальной (планируемой) деятельности.

Эффективным способом оптимизации учебной деятельности может быть ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, представляющее собой воссоздание  в процессе обучения мотивов, целей, ситуаций, условий, процесса и результатов названных выше видов деятельности на основе использования и организации игровой деятельности обучаемых.
К сожалению, в отличие от прежнего места работы (лицея № 88), в школе, где я работаю сейчас (МОУ № 215 «Перспектива»), в процесс моделирования, в силу определённых обстоятельств, не вовлечены родители. Но здесь ценна другая сторона аспекта: в процессе ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ задействована разновозрастная группа ребят и педагоги. Так как в школе № 215 классы небольшие (5 – 7 человек), то конкретные задания-проекты разрабатываются учащимися не одного класса (возраста), а разновозрастным коллективом 1-4 классов.
Способ оптимизации учебной деятельности через ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ развивается, углубляется, совершенствуется мною в школе № 215 «Перспектива».
Кратко остановлюсь на самом процессе работы:
1.В начале ученики и учителя работают индивидуально: каждый предлагает приходящие в голову идеи. Я фиксирую всё.
2.После этого делю всех на небольшие разновозрастные группы, зачитываю все идеи. Я предлагаю выбрать одну - две наиболее продуктивные идеи и развить их.
3.В течение 5-7 минут учащиеся и педагоги обсуждают идеи в группах, специально проговаривая подходы в их реализации.
4.Я наблюдаю за работой групп.
5.Затем прошу всех участников перейти к обсуждению. В общем обсуждении позицию каждой группы представляют один или два участника (дети).
6.После выступления представителей всех малых групп прошу продумать, какие из идей стоило бы реализовать на практике.
7.Продумывание может быть коллективным и проходить в форме общей дискуссии в течение заранее оговоренного времени (7-10 минут).
8.От каждой группы выделяется по 1-2 человека в ИНИЦИАТИВНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ГРУППУ (Это может быть и ученица 4-го класса, и второклассник), которая разрабатывает БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ.
9.Выполнение этого проекта (в моём случае) осуществляется во ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
При всех возможных вариантах данный способ организации ориентирован, прежде всего, на собственную деятельность ученика, на выдвижение творческих идей и их последующую разработку.
Широкие возможности в нашей школе открывает дискуссия в сочетании с театрализованным заданием-проектом. Таким образом, в школе были поставлены следующие спектакли:
- «Сказка о 3-х поросятах» - 2000 год,
- «Рождественская сказка» - 2000 г.,
- «В гостях у Святого Валентина» - 2000 г.,
- «Пасхальная сказка» - 2000 г.,
- «Знаменитая Двойка» - 2001 г.,
- «Золушка» - 2001 г.,
- «На балу у Валентина» - 2001 г.,
- «Вини-Пух и его друзья» - 2002 г.,
- «Золушка-2» - 2002 г.,
- «Бал в нашей школе» - 2002 г.,
- «На кануне Дня Всех Святых» - 2003 г.,
- «Где Рождественские подарки?» - 2003 г.,
- «Сказка о времени» - 2003 г.,
- «История Тыквы» - 2004 г.,
- «Где ты, Санта Клаус?» - 2004 г.,
- «Домик в лесу» - 2004 г.,
- «Непослушные дети» - 2005 г,
- «Рождественские сюрпризы» -2005 г,
- «Мечты о школе» - 2006 г,
- и, наконец, последний проект-праздник «Мы и Киплинг», -2006-2007г., включающий в себя два спектакля «Слонёнок» и «Как было написано первое письмо».
Каждый проект – это не просто спектакль, это праздник, на котором учащиеся демонстрируют родителям, педагогам, самим себе свои результаты, достижения. Это итог коллективного труда, кропотливой работы всего коллектива начальной школы.
Важным компонентом в наших творческих проектах-спектаклях является музыка. Очень часто это мелодии песен легендарной английской группы The Beatles”. На мелодии их песен мы «накладываем» свои словосочетания и фразовые единства, и они приобретают иное звучание в устах наших учащихся. Под музыку “The Beatles” мы закрепляли грамматическое время “The Present Continuous Tense” в спектакле «История Тыквы». Нам лучше «далась» структура “There is…”, “There are…” в сказке «Домик в лесу».
Данная система работы обеспечивает успешность учения (развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной): быстрее и качественнее усваиваются слова, словосочетания, целые фразы, формируется умение выстраивать монологическую речь и входить в диалог.
Можно сказать, в школе сложилась система работы ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ, а это не только хорошая мотивация учения, она помогает достичь хороших результатов в учёбе.
Учащиеся, прошедшие через эту систему, учатся работать самостоятельно, творчески. В позапрошлом году ученица 6-го класса Тимощук Анна в течение года работала над рефератом «Хобби президентов». В конце года она успешно защитила реферат, показав хорошее знание темы, языка. А ведь Анна, обучаясь в нашей школе с 1-го по 4-ый классы, прошла через систему работы по принципам игрового моделирования, работая в творческой группе, участвуя в спектаклях, праздниках.
В заключении хочу сказать, ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ, используемая в работе, помогает решить проблемы личностного подхода к обучению, индивидуализации, успешности.
 
 
 
 
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий