среда, 5 июня 2013 г.

Статья 2


 




















 


























ФОРМИРОВАНИЕ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(из опыта работы учителя английского языка
Коробицыной Наталии Николаевны) 
МОУ СОШ № 215 г.о. Среднеуральск (Коптяки)
Социокультурная компетенция – основная составляющая коммуникативной компетенции. Основой содержания формирования социокультурной компетенции является знакомство с культурой страны изучаемого языка, которая в различных её проявлениях содействует формированию личности человека.
Задача современного образования – воспитание гражданина, человека, способного вести диалог с представителями иной культуры; человека толерантного, умеющего представить свою собственную культуру. Поэтому наряду с тем, что мы обучаем иностранному языку, мы через обучение вводим школьников в мир иной культуры.
Культура – ёмкое понятие, в переводе с латинского языка означает возделывание, обрабатывание, то есть в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, в отличие от явлений природы; в более узком смысле – идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы. (Такое определение культуры даёт словарь иностранных слов.)
Культура страны изучаемого языка – средство обогащения духовного мира личности. Культуру невозможно ограничить искусственными барьерами. Тем не менее, выделяют три составляющих этого понятия:
-социокоммуникация,
-национальная ментальность,
-национальное достояние.
Под социокоммуникацией понимается совокупность приёмов и средств устной и письменной передачи информации представителями определённой культуры.
Под национальной ментальностью мы понимаем способ мышления представителей определённой культуры, их привычки, знания, поведение, отношения. Яркими примерами этого будут праздники, традиции, обряды, ритуалы.
Под национальным достоянием мы подразумеваем такие культурные направления, как наука и искусство, история и религия, национальные парки, исторические заповедники и места, которые представляют гордость той или иной нации.
Любая компетенция – это совокупность знаний, умений и приобретаемый опыт. Социокультурная компетенция включает в себя знания культуры страны изучаемого языка, умения использовать эти знания в речевом общении и опыт речевого общения. Поэтому социокультурную компетенцию рассматривают как основную составляющую коммуникативной компетенции учащихся.
Опыт показывает, что эффективным средством формирования социокультурной компетенции является метод проектов. Именно они (проекты) дают возможность использовать литературу, музыку страны изучаемого языка, организовывать проведение праздников в традициях стран изучаемого языка, что представляет национальное достояние и ментальность народа, тем самым создавая условия для социокоммуникации.
Рамки социокультурного проекта позволяют ставить спектакли. В нашей школе методом проекта были поставлены спектакли на английском языке по произведениям английских писателей Редьярда Киплинга («Слонёнок», «Как было написано первое письмо», «Отчего у верблюда горб»); Чарльза Диккенса («Рождественская песнь»); американской писательницы Фрэнсис Бернет («Маленький Лорд Фаунтлерой»). В данный момент идёт работа над творческим проектом по мотивам повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Музыкальное оформление спектаклей поставлено на музыку британской группы «Битлз»
В школе проводятся тематические праздники и уроки: «Познание мира через прошлое» (Halloween), Рождественские утренники, уроки Святого Валентина, Пасхальные вечера, а также нетрадиционные уроки, посвящённые культуре поведения, принятой в Великобритании и Америке.
Всё это служит развитию коммуникативной культуры учащихся и учителей, формирует готовность к межкультурному общению.
Примером может служить спектакль-проект «Маленький Лорд Фаунтлерой» по мотивам повести Фрэнсис Бернет, поставленный в 2008-2009 учебном году.
 
 
 
 
 

 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий